Историческая справка: Алтай в силу своего геополитического расположения - в центре Евразии на стыке нескольких природных зон и культурных миров - в разные исторические эпохи объединял разные этносы, культуры, искусства и религии, был свидетелем зарождения, сложения, процветания и упадка в междоусобных войнах целого ряда народов и цивилизаций.
Специалисты считают, что Алтай и по сей день остается одним из самых уникальных уголков мира, где еще много неизученных археологических объектов разных типов: поселения и городища, земляные курганы и грунтовые могильники, каменные курганы и оградки, наскальные рисунки, каменные изваяния, мегалитические комплексы представляющие такую же общечеловеческую ценность как египетские пирамиды и другие объекты всемирного культурно-исторического наследия.
Эпоха камня - согласно археологическим данным люди поселились в межгорных долинах Алтая еще в древнекаменном веке, около 1,5 млн. лет назад. Именно таков предполагаемый возраст всемирно известной Улалинской стоянки, обнаруженной в Горно-Алтайске.
Эпоха палеометалла знаменита могильниками и поселениями афанасьевскорй (Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, большой Толгоек, Аракол, Курота) и каракольской (Каракол, Озерное, Беш-Озек) культур. В этот период алтайские племена переходят от присваивающих форм хозяйства -охоты, собирательства и рыболовства к производящим, стали разводить лошадей, овец, крупный рогатый скот, со временем зарождаются зачатки мотыжного земледелия. Археологические материалы свидетельствуют, что население тех далеких времен плавило руды и выделывало оружие, орудия труда, предметы хозяйственного назначения, украшения и иные художественные изделия из меди, бронзы, золота, а также камня, керамики, рога, войлока, дерева.
Эпоха железа на Алтае - это время культуры скифского типа и прежде всего связана с памятниками пазырыкской культуры. Наиболее изученными и известными из них являются Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские и Уландрыкские курганы. В погребениях данного периода, как правило, встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, гривны, удила, пряжки, в курганах с вечной мерзлотой сохранились изделия из кожи, войлока, дерева, тканей и бальзамированные тела ставшие сенсациями мирового масштаба (наиболее известным из них являются находки Пазырыкских курганов и плато Укок). Пазырыкская культура трансформировалась в гунно-сарматскую, также представленную могильниками, поселениями, городищами, святилищами, производственными центрами, и стала непосредственной основой формирования в VI-X вв. населения тюркского времени на Алтае.
Тюркские времена - Наиболее известными памятниками данного времени являются курганы и поминальные комплексы в Улаганском, Кош-Агачском, Усть-Канском, Онгудайском и Усть-Коксинском районах. Особое место в памятниках данного периода занимают петроглифы - наскальные рисунки во многом дающие представление о быте населения того времени. Одним из ярких памятников средневековья является Яломанское городище, которое предположительно было значительным по своей роли городом тюрков. На Алтае сегодня известно несколько городов подобного типа. Китайские летописи характеризуют тюрков как искуссных металлургов и строителей о чем свидетельствуют находки останков сыродутных гонов (домниц), оросительных каналов, дорог и речных переправ. Одним из высоких достижений тюркской культуры данного периода является возникновение рунической письменности известной сегодня как «орхонская руническая письменность», получившей широкое распространение среди народов каганата, что обуславливалось государственностью тюрков. Возможно, это послужило появлению в мировой науке терминологии «алтайская семья языков» (куда входят 3 большие группы: японо-корейская, тунгусо-маньчжурская, тюрко-монгольская) и научному направлению - алтаистике.
Период процветания сменился разорением каганата в междоусобных войнах, пришло в упадок земледелие и примитивная металлургия, Алтай снова стал периферией многих государств. Археологические находки того времени свидетельствуют о полном упадке в хозяйстве населения длительное время находящегося в условиях военного положения, который продолжился далее и в Монгольское время.
Вхождение Алтая в состав российского государства - 1755 год стал переломным в истории Горного Алтая, в январе русские разведчики сообщали что алтайцы «находятся от тех китайцев в осаде». Раздираемая междоусобицей страна стала предметом разбойных набегов с соседних территорий Монголии, Китая и Казахстана, разорялись и исчезали целые поколения, работоспособное население угонялось в рабство. Развитие посреднической торговли алтайцев между Монголией и Россией способствовало формированию дружественных отношений между русскими и алтайцами, поэтому в целях укрытия к весне 1755 г. некоторые северные алтайские зайсаны постепенно переселились ближе к территории российского влияния. Они объясняли русским что «сидят от китайцев в осаде в больших снегах, и от того пришли в разорение, лошади и рогатый скот у них весь повалился». Оставшиеся зайсаны, длительное время находясь в своеобразной буферной зоне между двух великих империй - Россией и цинским Китаем, раздираемые кроме этого междоусобицей, неоднократно успешно противостояли нападениям незначительных групп цинских войск, которые потерпев поражение стали призывать алтайских зайсанов добровольно принять цинское подданство «а в противном случае угрожали прогнать их за пределы богатого Алтая». Не смотря на то, что некоторые приграничные родовые группы приняли подданство, большинство зайсанов отдавая предпочтение царской России, категорически отказывались от добровольной «капитуляции».
Военно-политическая обстановка угрожала необратимой агрессией цинского Китая на богатые природными ресурсами земли. Сознавая, что страна не готова к крупномасштабной войне с многократно превосходящей цинской армией, двенадцать алтайских зайсанов собрались в урочище ,1оло (Ело) и сделали свой исторический выбор в пользу России «чтобы им в подданстве по склонению цинского войска не быть и не желают и просили, чтобы их в Российскую империю принять».
Так Алтай принял Российское подданство, начало основных событий, которого приходятся на 1756 год и можно считать завершившимся только к 1869 году, когда состоялась установка пограничных знаков «русско-китайской» границы на Алтае.
Между Россией и цинским Китаем, алтайский народ сделал верный, добровольный выбор, и последующая история алтайского народа неоднократно подтвердила своевременность подобного решения, способствовала укреплению и сохранению алтайского этноса.
Дальнейшая интеграция Алтая и России знаменита - переселением на Алтай множества беглых русских крестьян и рабочих, раскольников староверов бежавших от религиозных притеснений, приговоренных к наказаниям преступников и заключенных, основанием духовных миссий, новым этапом в развитии приграничной торговли, пропагандой монгольского ламаизма и как следствие возникновением и арестом организаторов Бурханистского религиозного движения, неудачной попыткой алтайцев получения представительства в царской Государственной думе, борьбой с шаманизмом, гражданской войной и бандитизмом с участием алтайцев как в формировавшихся на Алтае белогвардейских отрядах Кайгородова так и партизанском движении в поддержку Советской власти, созданием 01 июля 1917 года первого органа местного самоуправления алтайцев - Алтайской горной думы, образованием 30 декабря 1918 года в составе Алтайской губернии Каракорумского уезда в последствии 13 апреля 1920 года переименованного в Горно-Алтайский, образованием 01 июня 1922 года Ойротской автономной области 07 января 1948 года переименованной в Горно-Алтайскую.
Завершающим этапом в истории Горного-Алтая стало преобразование 03 июля 1991 года Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую ССР в составе РСФСР, этот период в истории республики неразрывно связан с именем очень почитаемого человека, первого главы Республики Алтай -Чапытнова Валерия Ивановича, а 03 июля признано Днем Республики Алтай.
08 февраля 1992 года Горно-Алтайская ССР была переименована в Республику Горный Алтай, а 07 мая 1992 года получила свое современное название - Республика Алтай.